• Англоязычный баннер2
  • Баннер коллекция

Надземное и земное. Северные озарения Евгения Орлова

Дата публикации:

В связи с антиковидными мерами выставка Евгения Орлова пройдет онлайн в марте 2022 г.

Художнический мир Евгения Орлова возник в пересечении двух традиций, которые кажутся бесконечно далекими друг от друга: с одной стороны – это духовный опыт наших северных монастырей; с другой стороны – школа русского авангарда. И Казимира Малевича прежде всего. Казалось бы, какая тут может быть связь? Но она есть.

Южная Фиваида: так называется местность в Египте, где в III веке возникло монашество. Северная Фиваида: некий край, где через 1000 лет ученики Сергия Радонежского решили повторить подвиг первых пустынников. Философия наших святых старцев называется исихазмом. Исихия по-гречески – «молчание»: высшая истина обретается в безмолвии. Исихазм учит что сущность Бога скрыта от познания в священном мраке («Черный квадрат» Малевича - метафора этой непостижимой бездны), но из благости своей Бог открывается миру через свои энергии. Одна из них – свет несказанный.

Именно этот свет высвободили в мир северные подвижники. Земля в лучах несказанного света выглядит преображенной. Все наносное, негативное преодолено   и вот на первый план выступает красота божественного замысла, чей образ еще вчера застили силы распада и тления. Эту первичную красоту и воспевают картины Евгения Орлова. Он не покидает почву предметности. Однако переносит реалии нашего мира в измерения вечности, где формы обретают обобщенность, освобождаясь от всего происходящего.

Исихазм учит нас заглядывать за грань дольнего пространства. Именно возле этой грани ставит свой этюдник Евгений Орлов. Главное в его творчестве тема предстояния: мы чувствуем себя очарованными странниками, оказавшимися возле черты, где кончается время и начинается вечность. Молитвенным благоговением задается тональность его картин.

"Бог не скинут": утверждал Казимир Малевич в разгар атеизма. Бог мыслит вечными первообразами. Или архетипами. Их-то и пытался проявить Казимир Малевич. Павел Флоренский утверждал: икона окно первосущих идей. Авангард создал свой необычный иконостас. Евгений Орлов работает в этом ключе. Это исихаст и авангардист в одном лице. Тут нет никакого противоречия.

Часто Евгений Орлов бывает в Александро-Свирском монастыре. Здесь великому старцу Александру Свирскому явилась Святая троица. Раньше лишь Авраам удостаивался подобного откровения, но на Русском Севре оно оказалось более выразительным, ибо сопровождалось ярчайшей вспышкой Фаворского света. Евгений Орлов напитывает этим высоким светом свои полотна. Мера их духовности огромна.

Юрий Линник

Доктор философских наук,
профессор Карельского государственного университета

MUZEI 774 DYaGILEVA ORLOV

Аудиотур по выставке на портале IZI.TRAVEL

  • Просмотров: 222